Электронное портфолио"Состояние проблемы
Каждый учитель сегодня знаком со словом ПОРТФОЛИО.
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой системе Яндекс выдается более Нашлось137 тыс. страниц. Число запросов "портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15 000.
Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.
Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое "портфолио".
C чего все началось.
Приказом Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 N 4509/49 была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Завершающий этап этой программы - начало массового перехода на профильное обучение в X классах общеобразовательных школ в 2006/2007 учебном году. Итак, с первого сентября 2006 года профильное обучение стало обязательным для всех российских школ. На сегодняшний день в IX классах ведется предпрофильная подготовка.
В упомянутом выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается следующая трактовка понятия портфолио:
"Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)."
Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио:
"Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации."
Документ предлагает использовать три основные типа портфолио:
- Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
- Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
- Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
Очень Важно каждому педагогу отработать:
- структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,
- варианты представления итоговых документов,
- формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга ученика,
- возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке,
- период накопления (сбора) портфолио .
Когда начинать создавать портфолио каждого ребенка? Может ли быть портфолио учащегося без портфолио класса? Может ли портфолио ученика и портфолио класса быть без портфолио учителя? А портфолио школы без ученика и учителя? Возникает масса вопросов.
Нам предстоит с Вами ответить на многие вопросы.
А самое главное попытаться создать свое портфолио учителя, в котором будут находиться портфолио класса и портфолио учеников.
Портфолио учителей поможет в прохождении профессиональной аттестации и получении более высоких разрядов.
Есть разногласия, связанные с организационной и технической стороной введения портфолио. По общему мнению, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценки, портфолио отражает творческие успехи школьников: проведенные исследования, участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах и по этому не может просто оцениваться баллами." По материалам Полиловой Т.А.
четверг, 5 февраля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Спасибо, Елена Анатольевна, за выложенную информацию.Очень интересно посмотреть, почитать, как живут и чем другие учителя и их питомцы. Не надо рыться в море информации. а можно легко открыть свой блог и сразу окунёшься в мир нового, интересного, познавательного. Молодец!!!!!!!!
ОтветитьУдалитьПрочитал, спасибо. Приму к сведению:)
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию. Посмотрела портфолио учителей. Молодцы!
ОтветитьУдалитьМне очень нравится работать на Вашем семинаре, всю информацию стараюсь "переваривать"
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевна, я Вам очень благодарна за собранный матерниал и подробный комментарий. Когда - то слово казалось таким необычным, а что оно конкретно обозначало, толковали по-русски (что-то наподобие...), но прошли те времена. Сегодня мы владеем не точной информацией, но и наглядно видим, что всё это нам необходимо для работы в современных условиях. Спасибо большое за выложенную актуальную информацию, комментарий, да и просто за общение. Вы - прекрасный человек!
ОтветитьУдалитьСпасибо коллеги за комментарии. Я то же рада общаться с такими творческими коллегами.
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевна! Большое спасибо за актуальную информацию. Все изложенное интересно и аргументировано. Волнует вопрос - мы отражаем продвижение ученика, эта информация открыта - т.е.она должна быть все-таки положительной?!Ученик сам о себе что-то сообщает - это должно быть достоверным. Как проверить или, вообще, не проверять. Ученик или учитель предлагает свои работы. А если это плагиат, иногда даже непреднамеренный. Идеи в воздухе "летают". Вопросов много.
ОтветитьУдалитьПолезная теоретическая информация. Помогла мне в работе. Я думаю, что портфолио отражает жизнь класса: наставника и его питомцев. Как может быть учитель без своих учеников, их достижений? Ведь это и его заслуга, его труд. Поэтому чаще мы видим портфолио класса, где информация и об учителе, и о его учениках, и о классе. Вопросов, идей, работы впери много. Надеюсь во всем разобраться и со всем справиться. Спасибо за помощь!
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевна!Большое спасибо за полезную и актуальную информацию.Надеюсь,что теперь смогу во всем разобраться и со всем справиться.Вы мне очень помогли.
ОтветитьУдалитьСоздание собственного блога - новый вид деятельности для педагога, который открывает неохваченные рубежи, позволяет открыть возможности в работе с классом, коллективом родителей, коллегами. Спасибо за помощь!
ОтветитьУдалитьПрочитала информацию. Пока не все укладывается, но идея очень интересная, медленно, но разбираюсь во всех нюансах, очень хочу создать портфолио свое и учеников. Поставила себе задачу и буду двигаться вперед. Елена Анатольевна, спасибо за те знания, которые Вы нам даете.
ОтветитьУдалитьСчитаю, что создание электронного портфолио это хорошо. Начала создавать блог для детей и родителей. Думаю, что они заинтересуются.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный семинар. Я поучаствовала в форумах и ,изучив информацию об элэктронном портфолио, у меня родилась идея - предложить создать портфолио семьи.Многие семьи могут поделиться с нами своими успехами в воспитании детей и даже помочь разобраться в интересующем нас вопросе.
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевна!Большое вам спасибо за ваш труд. Благодаря полезной информации,помогли разобраться что такое электронное портфолио и как его создать, познакомились с портфолио других учителей. Обязательно воспользуюсь вашими материалами, чтобы поделиться с другими коллегами.
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевна!Большое спасибо за ваш труд. Информация и задания были доступными и очень полезными. Пользуясь этими материалами, мы сможем научиться создавать ипополнять свои блоги, а также поделиться своими знанями иумениями с коллегами. дальнейших Вам успехов!
ОтветитьУдалитьМне очень нравится работать на Вашем семинаре,стараюсь все выполнять
ОтветитьУдалитьСоздание портфолио - работа очень интересная для каждого ребенка. Да и портфолио учителя поможет привести в систему все документы, фотографии, которых за годы работы собирается очень много. Портфолио класса интересно будет просмотреть выпускникам через несколько лет окончания школы. Желаю творческих успехов коллегам!
ОтветитьУдалитьэлектронное портфолио ученика и учителя - это своего рода творческий проект. особенности его офрмление содержанием зависит от креативности педагога.
ОтветитьУдалитьЭлектронное портфолио ученика и учителя- это обзор достижений и профессиональных интересов как учителя, так и ученика. Создание портфолио требует осознанности и продуманности направлений, они для все индивидуальны. За исключением основных разделов.
ОтветитьУдалитьЭлектронное потфолио очень важный компонент в работе классного руководителя, учителя предметника. Оно дает отличную возможность покзаать свою работу для педагогов и родителей. удобно впроведение монитоинга и анализа работы.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Почерпнула ценную информацию.
ОтветитьУдалить