четверг, 5 февраля 2009 г.

Что такое электронное портфолио?

Электронное портфолио
"Состояние проблемы
Каждый учитель сегодня знаком со словом ПОРТФОЛИО.
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой системе Яндекс выдается более Нашлось137 тыс. страниц. Число запросов "портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15 000.


Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.

Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое "портфолио".
C чего все началось.
Приказом Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 N 4509/49 была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Завершающий этап этой программы - начало массового перехода на профильное обучение в X классах общеобразовательных школ в 2006/2007 учебном году. Итак, с первого сентября 2006 года профильное обучение стало обязательным для всех российских школ. На сегодняшний день в IX классах ведется предпрофильная подготовка.
В упомянутом выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается следующая трактовка понятия портфолио:

"Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)."

Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио:

"Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации."

Документ предлагает использовать три основные типа портфолио:

- Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

- Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

- Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Очень Важно каждому педагогу отработать:

- структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,

- варианты представления итоговых документов,

- формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга ученика,

- возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке,

- период накопления (сбора) портфолио .

Когда начинать создавать портфолио каждого ребенка? Может ли быть портфолио учащегося без портфолио класса? Может ли портфолио ученика и портфолио класса быть без портфолио учителя? А портфолио школы без ученика и учителя? Возникает масса вопросов.

Нам предстоит с Вами ответить на многие вопросы.
А самое главное попытаться создать свое портфолио учителя, в котором будут находиться портфолио класса и портфолио учеников.
Портфолио учителей поможет в прохождении профессиональной аттестации и получении более высоких разрядов.
Есть разногласия, связанные с организационной и технической стороной введения портфолио. По общему мнению, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценки, портфолио отражает творческие успехи школьников: проведенные исследования, участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах и по этому не может просто оцениваться баллами." По материалам Полиловой Т.А.

21 комментарий:

  1. Спасибо, Елена Анатольевна, за выложенную информацию.Очень интересно посмотреть, почитать, как живут и чем другие учителя и их питомцы. Не надо рыться в море информации. а можно легко открыть свой блог и сразу окунёшься в мир нового, интересного, познавательного. Молодец!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за информацию. Посмотрела портфолио учителей. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
  3. Мне очень нравится работать на Вашем семинаре, всю информацию стараюсь "переваривать"

    ОтветитьУдалить
  4. Елена Анатольевна, я Вам очень благодарна за собранный матерниал и подробный комментарий. Когда - то слово казалось таким необычным, а что оно конкретно обозначало, толковали по-русски (что-то наподобие...), но прошли те времена. Сегодня мы владеем не точной информацией, но и наглядно видим, что всё это нам необходимо для работы в современных условиях. Спасибо большое за выложенную актуальную информацию, комментарий, да и просто за общение. Вы - прекрасный человек!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо коллеги за комментарии. Я то же рада общаться с такими творческими коллегами.

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Анатольевна! Большое спасибо за актуальную информацию. Все изложенное интересно и аргументировано. Волнует вопрос - мы отражаем продвижение ученика, эта информация открыта - т.е.она должна быть все-таки положительной?!Ученик сам о себе что-то сообщает - это должно быть достоверным. Как проверить или, вообще, не проверять. Ученик или учитель предлагает свои работы. А если это плагиат, иногда даже непреднамеренный. Идеи в воздухе "летают". Вопросов много.

    ОтветитьУдалить
  7. Полезная теоретическая информация. Помогла мне в работе. Я думаю, что портфолио отражает жизнь класса: наставника и его питомцев. Как может быть учитель без своих учеников, их достижений? Ведь это и его заслуга, его труд. Поэтому чаще мы видим портфолио класса, где информация и об учителе, и о его учениках, и о классе. Вопросов, идей, работы впери много. Надеюсь во всем разобраться и со всем справиться. Спасибо за помощь!

    ОтветитьУдалить
  8. Елена Анатольевна!Большое спасибо за полезную и актуальную информацию.Надеюсь,что теперь смогу во всем разобраться и со всем справиться.Вы мне очень помогли.

    ОтветитьУдалить
  9. Создание собственного блога - новый вид деятельности для педагога, который открывает неохваченные рубежи, позволяет открыть возможности в работе с классом, коллективом родителей, коллегами. Спасибо за помощь!

    ОтветитьУдалить
  10. Прочитала информацию. Пока не все укладывается, но идея очень интересная, медленно, но разбираюсь во всех нюансах, очень хочу создать портфолио свое и учеников. Поставила себе задачу и буду двигаться вперед. Елена Анатольевна, спасибо за те знания, которые Вы нам даете.

    ОтветитьУдалить
  11. Считаю, что создание электронного портфолио это хорошо. Начала создавать блог для детей и родителей. Думаю, что они заинтересуются.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за интересный семинар. Я поучаствовала в форумах и ,изучив информацию об элэктронном портфолио, у меня родилась идея - предложить создать портфолио семьи.Многие семьи могут поделиться с нами своими успехами в воспитании детей и даже помочь разобраться в интересующем нас вопросе.

    ОтветитьУдалить
  13. Елена Анатольевна!Большое вам спасибо за ваш труд. Благодаря полезной информации,помогли разобраться что такое электронное портфолио и как его создать, познакомились с портфолио других учителей. Обязательно воспользуюсь вашими материалами, чтобы поделиться с другими коллегами.

    ОтветитьУдалить
  14. Елена Анатольевна!Большое спасибо за ваш труд. Информация и задания были доступными и очень полезными. Пользуясь этими материалами, мы сможем научиться создавать ипополнять свои блоги, а также поделиться своими знанями иумениями с коллегами. дальнейших Вам успехов!

    ОтветитьУдалить
  15. Мне очень нравится работать на Вашем семинаре,стараюсь все выполнять

    ОтветитьУдалить
  16. Создание портфолио - работа очень интересная для каждого ребенка. Да и портфолио учителя поможет привести в систему все документы, фотографии, которых за годы работы собирается очень много. Портфолио класса интересно будет просмотреть выпускникам через несколько лет окончания школы. Желаю творческих успехов коллегам!

    ОтветитьУдалить
  17. электронное портфолио ученика и учителя - это своего рода творческий проект. особенности его офрмление содержанием зависит от креативности педагога.

    ОтветитьУдалить
  18. Электронное портфолио ученика и учителя- это обзор достижений и профессиональных интересов как учителя, так и ученика. Создание портфолио требует осознанности и продуманности направлений, они для все индивидуальны. За исключением основных разделов.

    ОтветитьУдалить
  19. Электронное потфолио очень важный компонент в работе классного руководителя, учителя предметника. Оно дает отличную возможность покзаать свою работу для педагогов и родителей. удобно впроведение монитоинга и анализа работы.

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо. Почерпнула ценную информацию.

    ОтветитьУдалить